«Марк в законе» вернулся: разработка Threads вдохновила коллектив M**a, хотя и не решила глобальные проблемы компании
Для главы Meta* Марка Цукерберга (Mark Zuckerberg) запуск платформы Threads стал кульминацией многомесячных усилий, направленных на восстановление имиджа компании в самый непростой период её истории. Об этом рассказала The Wall Street Journal.
Успех Threads был отнюдь не случайным — он стал отражением новой манеры поведения Цукерберга в компании. Гендиректор стал более смелым, целеустремлённым и решительным, более похожим на самого себя в первые годы Facebook*. Сотрудники компании охарактеризовали это как возвращение «Марка в законе» (OG Mark или Original Gangster Mark). Под непосредственным руководством Цукерберга разработку платформы под кодовым названием Project 92 возглавил гендиректор Instagram* Адам Моссери (Adam Mosseri) — к моменту выхода приложение было переименовано в Threads. Сотрудники Meta* выкладывались в полной мере: с одной стороны, сервис должен был копировать Twitter, с другой — соответствовать всему семейству приложений Meta*, включая оригинальный Facebook*, визуальный Instagram*, а также платформы обмена сообщениями Facebook* Messenger и WhatsApp.
Решение запустить собственную платформу микроблогов было обусловлено ошибками, которые допустил Илон Маск (Elon Musk), потративший $44 млрд на приобретение Twitter, но на ранних этапах как владелец компании предпринял несколько противоречивых мер, отпугнувших и пользователей, и рекламодателей. Маск избавился от 75 % сотрудников Twitter, и Meta* пришлось отдельно отвергать обвинения, что некоторые из этих людей приняли участие в работе над Threads.
Презентация Project 92 внутри Meta* состоялась в начале июня — новый продукт работникам компании представил Крис Кокс (Chris Cox), давно выступающий помощником Цукерберга. Он отметил, что у блогеров и общественных деятелей назрела потребность в «разумно управляемой» платформе, и это был неприкрытый «камень в огород» Маска. Выход платформы был запланирован на конец июля, но в Meta* решили ускориться, когда Маск допустил очередную грубую ошибку — ограничил число постов, которые пользователи Twitter могли просматривать в день.
Meta* решила выпустить Threads в формате MVP (Minimum Viable Product), то есть продукта с базовой функциональностью, лишь бы оседлать волну недовольства Twitter. У Instagram* в течение какого-то времени существовала платформа обмена сообщениями Threads, запущенная в 2019 году и благополучно закрытая пару лет спустя — Meta* просто владела этой торговой маркой, и её решили вернуть для Project 92. По мере разработки платформы проблемы Meta* продолжали проявляться даже в основном направлении бизнеса, связанном с соцсетями: по итогам I квартала удалось добиться небольшого роста выручки, но прибыль продолжала снижаться. На разработку Threads потребовалось всего шесть месяцев — на ранних этапах истории Facebook* новые функции появлялись и внедрялись так же быстро, и в этом смысле компания вернулась к истокам. Помогла и привязка сервиса к Instagram* — отчасти из-за этого Threads удалось менее чем за неделю набрать более 100 млн пользователей и стать самым быстрорастущим приложением в истории.
Но успех Threads не решил проблем, с которыми Цукербергу пришлось столкнуться в бизнесе. Доходы от цифровой рекламы Meta* очень медленно восстанавливаются после тяжёлого 2022 года. Компании пришлось пройти через две волны массовых сокращений, в результате которых работы лишились 11 тыс., а затем ещё 10 тыс. человек. В ходе апрельской встречи с руководством сотрудники Meta* выступили с открытой критикой руководства. Один из сотрудников заявил: «Вы подорвали моральный дух и уверенность в руководстве высокоэффективных сотрудников, которые интенсивно трудятся. Почему мы должны оставаться в Meta?» Цукерберг в ответ выразил надежду, что они останутся, ибо верят в работу в компании. В начале июня он представил новую версию гарнитуры виртуальной реальности Meta* Quest 3. Устройство привлекло некоторое внимание, но благоприятное впечатление быстро омрачилось революционной Apple Vision Pro.
За 2022 год в результате падения акций рыночная капитализация Meta* потеряла более $600 млрд — компании удалось частично отыграть падение, но и сейчас её ценные бумаги торгуются на 20 % ниже исторического максимума. До сих пор сомнительной воспринимается инициатива с виртуальной реальностью: покупка компании Oculus за $2 млрд в 2014 году, переименование Facebook* в Meta* осенью 2021 года и многомиллиардные траты на подразделение Reality Labs — только в 2022 году компания потратила на него $16 млрд.
В Threads нет рекламы. Нет никакой гарантии, что платформа сможет закрепить свой первоначальный успех. И даже если пользователи останутся здесь, уйдут годы, прежде чем Threads оставит сколько-нибудь заметный вклад в выручку Meta*, не говоря уже о прибыли. Да и с появлением рекламы эта сумма едва ли будет значительной в масштабах компании. Дебютировавший в 2006 году Twitter показал максимальную рекламную выручку $4,51 млрд в 2021 году — для сравнения, Meta* в не самый удачный для себя 2022 год выручила $113,6 млрд.
* Внесена в перечень общественных объединений и религиозных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».
Источник: 3dnews.ru